Для первоклассников
Программа «Школа будущего первоклассника».
Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечивать количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Цели программы:
· обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования;
· подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;
· создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Задачи программы:
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
· формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
· развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
· создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.
Компетенции дошкольника.
В «Школе будущего первоклассника» начинается формирование тех компетенций, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, таким образом, обеспечивается преемственность между предшкольной и начальной ступенями образования.
Компетенции, формирующиеся на предшкольной ступени образования:
ü учебно-познавательные - умение наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умение следовать инструкции, умение умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать, умение принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты;
ü информационные – простейшие навыки приёма, переработки, выдачи информации, работы с носителями информации;
ü социально-трудовые – первичные навыки самообслуживания, умение получать радость от общения, оценивание своей деятельности и поведения
ü общекультурные - знания и опыт сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, навыки конструктивного общения, умения взаимодействовать со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
· подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы;
· адаптация детей.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
· соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
· свободно считать в пределах 10;
· сравнивать числа в пределах 10;
· знать «соседей» числа;
· решать простые задачи (в одно действие);
· на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
· составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
· пересказывать небольшие тексты;
· правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
· выполнять на слух инструкции для обучающегося;
· ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи.
В построении данного курса используются принципы:
- Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому, с подробным пояснением.
- Занимательность – дети 5 – 6 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, они впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется частая смена видов деятельности, разнообразие заданий.
- Наглядность – на занятиях к детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки; используются картинки и иллюстрации, таблицы, раздаточный материал.
- Опора на жизненный опыт ребенка – используют свои знания для составления предложений, в беседе.
Настоящая программа предусматривает обучение детей 5,5-6,5 лет. В этом возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы. Срок реализации программы – 7 месяцев (с ноября по май). Режим занятий: один раз в неделю по три «урока». Продолжительность «урока» - 25 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены. Так как занятия рассчитаны на детей не только «домашних», но и посещающих дошкольные учебные заведения, проводятся они по субботам.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок.
На занятиях по письму дети учатся выполнять задания по прописям для дошкольников. При этом они учатся правильно держать ручку, правильной посадке при письме, правильному положению тетради на столе - это те моменты, которые требуют большого внимания учителя и родителей и отнимают много времени в первом классе во время обучения грамоте. Поэтому подготовительные занятия существенно облегчат эту работу учителю и детям.
На занятиях дети знакомятся с тетрадью по письму для первого класса, с ее разлиновкой, учатся писать наклонные прямые линии короткие и длинные, элементы букв, буквы, слова, учатся аккуратности в работе.
Занятия по математике - счет и развитие математических представлений - помогут детям зрительно узнать числовой ряд от 1 до 10 и до 20, усвоив закономерность построения этого ряда, сравнивать числа и группы предметов, решать простейшие зрительные и абстрактные задачи, решать задачи на развитие математического мышления.
На уроках математики дети знакомятся с разлиновкой прописей по математике, выполняют в ней задания по образцу - обводят клеточки, выполняют узоры, пишут цифры, учатся работать карандашом и ручкой, писать аккуратно, содержать тетрадь в чистоте.
Поскольку в группы приходят дети с разной подготовкой, то в материале для занятий выбраны различные задания: для нечитающих - слоги, для читающих - тексты, для несчитающих - иллюстративный материал, для считающих - абстрактный. Но есть материал, приемлемый для всех: загадки, считалки, головоломки, интеллектуальные задания и т.д.
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
Дата |
Тема занятия |
№ |
К-во мин |
|
Знакомство с учебными принадлежностями |
1 |
30 |
|
Свойства предметов: цвет, форма, размер |
2-3 |
60 |
|
Счёт в пределах 10 |
4 |
30 |
|
Числа и цифры 1 - 10 |
5 |
30 |
|
Знакомство с цифрой 1 |
6.
|
30 |
|
Число 2. Письмо цифры 2. |
7. |
30 |
|
Число 3. Письмо цифры 3. |
8. |
30 |
|
Образование чисел 3 и 2. |
9. |
30 |
|
Числа 1,2,3, знаки «+», «-«. |
10 |
30 |
|
Письмо цифры 4. |
11 |
30 |
|
Понятие «длиннее», «короче» |
12 |
30 |
|
Письмо цифры 5. |
13 |
30 |
|
Состав числа 4 и 5. |
14 |
30 |
|
Что такое многоугольник. |
15 |
30 |
|
Письмо цифры 6. |
16 |
30 |
|
Состав числа 6. |
17 |
30 |
|
Письмо цифры 7. |
18 |
30 |
|
Состав числа 7. |
19 |
30 |
|
Закрепление изученного. |
20 |
30 |
|
Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. |
21 |
30 |
|
Увеличить. Уменьшить. |
22 |
30 |
|
Письмо числа 8. |
23 |
30 |
|
Состав чисел: 5,6,7,8, |
24 |
30 |
|
Письмо числа 9. |
25 |
30 |
|
Состав числа 9. |
26 |
30 |
|
Письмо числа 10. |
27 |
30 |
|
Состав числа 10. |
28 |
30 |
|
Числа от 0 до 10. |
29 |
30 |
|
Занимательные задачи по математике. |
30 |
30 |
|
Решение задач. |
31 |
30 |
Тематическое планирование по курсу
“Обучение грамоте и развитие речи» (письмо)
дата |
Содержание программного материала |
Кол-во мин. |
|
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами» |
30 |
|
Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». |
30 |
|
Звуки (общее понятие). Рабочая строка. Междустрочное пространство. |
30 |
|
Прямые палочки. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. |
30 |
|
В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части» |
30 |
|
Знакомство с гласным звуком «А», письмо буквы «А» |
30 |
|
Гласный звук «О», письмо буквы «о» |
30 |
|
Гласный звук «У» ,письмо буквы «у» |
30 |
|
Гласный звук «ы» , письмо буквы «Ы» |
30 |
|
Звук «Н», письмо буквы «н» |
30 |
|
Звук и буква «С» ,письмо буквы «С» |
30 |
|
Звук , и буква«К», письмо буквы «К» |
30 |
|
Звук, буква «Т» ,письмо буквы «Т» |
30 |
|
Звук «Л», письмо буквы «Л» |
30 |
|
Звук «Р», письмо буквы «Р» |
30 |
|
Звук и буква «В» ,письмо буквы «В» |
30 |
|
Буква «Е», письмо буквы «Е» |
30 |
|
Звук и буква «П», письмо буквы «П». |
30 |
|
Звук и буква «М», письмо буквы «М». |
30 |
|
Звук «З», письмо буквы «З». |
30 |
|
Звук и буква «Б», письмо буквы «Б». |
30 |
|
Звук «Д», письмо буквы «Д» |
30 |
|
Буква «Я» ,письмо буквы «Я» |
30 |
|
Буква Я – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ |
30 |
|
Звук «Г» , письмо буквы «Г» |
30 |
|
Буква «ч» , письмо буквы «Ч» |
30 |
|
Мягкий и твердый знак. |
30 |
|
Звук и буква «Ш», ,письмо буквы «Ш» |
30 |
|
Буква «Ж», письмо буквы «Ж» |
30 |
|
Буквы «Е» , письмо буквы «Е» |
30 |
|
Звук «й» , письмо буквы «Й» |
30 |
|
Буква «Х», письмо буквы «Х» |
30 |
|
Буква «Ю», письмо буквы «Ю» |
30 |
|
Буква «Ц», письмо буквы «Ц» |
30 |
|
Буква «Э» ,письмо буквы «Э» |
30 |
|
Повторение изученных букв |
30 |
К концу курса «Обучение грамоте»
учащиеся должны уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (глухие и звонкие, мягкие и твердые);
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- делить слова на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, указывающих на мягкость и твердость согласных.
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ |
ТЕМА УРОКА |
ДАТА |
1 |
Подвижные игры: «По местам», «Заяц без домика». |
|
2 |
Урок-игра. Построение в колонну по одному. |
|
3 |
Игры с мячом «Будь ловким», «Пятнашки в мяч». |
|
4 |
Урок -игра. Поворот переступанием. |
|
5 |
Игры «Горячий мяч», «Мышки и домики». |
|
6 |
Урок- игра. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд и перепрыгиванием справа и слева от шнура. |
|
7 |
Урок- игра. Всевозможные виды ходьбы и бега. |
|
8 |
Упражнения с предметами. Игра « Бег сороконожек», «Попади в обруч». |
|
9 |
Урок- игра. Удары мяча о пол и ловля его одной рукой. Своё место в колонне. Игра «Гонка мячей». |
|
10 |
Урок-игра. Перестроение в круг из шеренги. Ходьба и бег по кругу. Игра «Охотники и утки». |
|
11 |
Урок- игра. Совершенствование основных положений рук и ног. Игра « Волк во рву». |
|
12 |
Урок- игра. Ходьба с изменением направления движения. Игра «Иголка, нитка, узел». |
|
13 |
Ходьба по скамейке на носках с сохранением устойчивого равновесия. Игра « Гуси- гуси». |
|
14 |
Перестроение из колонны по одному в колонну по два. |
|
15 |
Спрыгивание с высоты. Игра « Охотники и звери». |
|
16 |
Ходьба и бег между предметами, ползание по гимнастической скамейке на животе. Игра «Хитрая лиса». |
|
17 |
Перестроение в круг из шеренги (2-ой способ). Метание мяча на дальность. Игра « Мяч соседу». |
|
18 |
Метание на дальность. Бег и равновесие. Игра «Выше ноги от земли». |
|
19 |
Ходьба с изменением темпа движения. Лазанье на гимнастическую стенку. Игра « У медведя во бору». |
|
20 |
Перебрасывание мяча одной рукой и ловля двумя. Игра «Подвижная цель». |
|
21 |
Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол. Игра «Охотники и лисицы». |
|
22 |
Упражнение в равновесии и прыжках. Игра « Белки, орехи, шишки». |
|
23 |
Ходьба и бег парами. Забрасывание мяча в корзину. Игра «Подвижная цель». |
|
24 |
Техника ходьбы и бега парами и змейкой. Игра «Успей занять место». |
|
25 |
Совершенствование бросков мяча. Подлезание под шнур. Игра «Ловишки с мячом». |
|
26 |
Урок подвижных игр: «Ноги от земли», «Гуси-лебеди», «Отбей мяч». |
|
27 |
Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за головы. Игры «Точно в цель», «Салки парами». |
|
28 |
Совершенствование координационных движений. Игровые упражнения с мячом. Игра «Мы весёлые ребята». |
|
29 |
Ходьба и бег с перепрыгиванием через предметы. Игра «Горелки». |
|
30 |
Лазания. Отработка техники метания и ловли мяча. Игра «Кто меткий?» |
|
31 |
Прыжки с короткой скакалкой на двух ногах. Игра «Переправа». |
|
32 |
Ловля большого мяча на месте в паре. Игра «Волк во рву». |
|
33 |
Ведение большого мяча. Бег с изменением направления движения и скорости. Игра «Лягушата и цапля». |
5.05 |
34 |
Прыжки на препятствие с 2-3 шагов разбега. Игра « Иголка, нитка, узел». |
12.05 |
35 |
Прыжки на препятствие с 2-3 шагов разбега. Игра « Иголка, нитка, узел». |
19.05 |
“Школа будущего первоклассника” позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть “слабые звенья” в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Опыт работы этой школы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.